Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В связи с тенденциями последних лет в сфере общеполитической и экономической деятельности российского государства (пандемия, санкционная политика недружественных стран, проведение спецоперации на Украине) особое внимание уделяется сфере развития информационных технологий в деятельности российских компаний. Главенствующая роль при этом отводится средствам и механизмам государственно-правового регулирования деятельности компаний в сфере IT. Это связано с такой важнейшей юридической категорией, как «правовой режим осуществления экономической деятельности» хозяйствующих субъектов, которая до сих пор не имеет легального определения в рамках действующего нормативно-правового законодательства РФ, носит дискуссионный характер и в доктрине права.
Вместе с тем, специфика правовых режимов осуществления деятельности в том или ином секторе экономики России может быть раскрыта через особую совокупность мер стимулирования (прежде всего, в сфере налогообложения), а также включает необходимые требования – условия, которым должны соответствовать компании, чтобы иметь возможность пользоваться системой преференций. Кроме того, важной составляющей правовых режимов деятельности компаний выступают меры ограничительного характера, в том числе, запреты.
Касательно компаний с «IT-элементом» необходимо заметить, что на законодательном уровне отсутствует легальное определение понятия «правовой режим деятельности IT-компаний», при этом, за последние несколько лет очень активно развивается законодательство, устанавливающее особые условия правового регулирования данного сектора отечественной экономики, включая новации в рамках НК РФ, иного отраслевого законодательства в сфере информации и информационных технологий, специального законодательства в сфере установления экспериментальных правовых режимов деятельности IT-компаний.
Обозначенные выше тенденции требуют пристального изучения и анализа в плане определения основных проблем и дальнейших перспектив развития высокотехнологичной отрасли. Исходя из сказанного, считаем целесообразным выбор темы данного исследования и актуальность проблематики, связанной с изучением особенностей и видов правовых режимов IT-компаний в РФ.
Особенности теоретической базы исследования и степени ее разработанности связаны с достаточно пристальным вниманием в юридической литературе, как научной, так и учебной, к вопросам правового регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, в сфере деятельности компаний в IT-секторе. Среди них работы таких авторов, как С.С. Алексеев, Т.А. Андронова, И.С. Барзилова, Н. Вильке, И.В. Ершова, В.В. Кванина, Ю.А. Крохина, А.В. Малько, Г.Д. Отнюкова, А.Ю. Петраков, О.А. Тарасенко, О.М. Шевченко и др., которые были задействованы в данном исследовании.
Цель исследования – проанализировать понятие и разновидности правовых режимов российских IT-компаний с учетом динамики развития правового регулирования в обозначенной сфере.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть общее понятие и характеристики категории «правовой режим экономической деятельности», сложившиеся в отечественной доктрине права;
– охарактеризовать понятие компаний, действующих в сфере информационных технологий (IT-компаний), и основные элементы их правового режима;
– изучить особенности специального правового режима деятельности российских IT-компаний;
– исследовать экспериментальные правовые режимы, установленные для деятельности IT-компаний на территории РФ.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью компаний в сфере информационных технологий.
Предмет исследования – положения отечественного законодательства, а также юридической доктрины, регулирующие и интерпретирующие особенности функционирования правовых режимов IT-компаний.
Методологию исследования составили как общенаучные методы: логический, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, так и частнонаучные (правовые) методы: формально-юридический, сравнительного правоведения, системный анализ, грамматическое толкование правовых терминов.
В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. «Понятие правового режима IT-компаний» включает два параграфа, в рамках которых рассматриваются общая категория «правовой режим экономической деятельности», выявляются ее характеристики, основные классификации, далее внимание акцентируется на понятии и важнейших составляющих правового режима компаний, действующих в сфере IT-технологий.
Глава 2. «Классификация действующих правовых режимов, предусмотренных для регулирования IT-компаний» включает два параграфа, которые посвящены исследованию основных разновидностей правовых режимов деятельности российских IT-компаний: специальному правовому режиму и экспериментальным правовым режимам, установленным для деятельности IT-компаний на территории РФ с учетов актуальных изменений в законодательстве РФ. При этом, в исследовании выявляются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, высказываются предложения по преодолению указанных противоречий.
Объем работы – 33 с., количество использованных источников – 31.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА IT-КОМПАНИЙ
1.1. Категория «правовой режим экономической деятельности»: общее понятие и характеристики, сложившиеся в отечественной доктрине права
В юридической науке не выработана единообразная позиция по вопросу определения понятия и видов для категории «правовой режим» осуществления экономической деятельности.
Так, В.В. Кванина дает следующее определение понятия «правовой режим»: «под правовым режимом следует понимать закрепленный на нормативном уровне и обеспеченный государством особый порядок правового регулирования, направленный на конкретные виды общественных отношений и выражающийся в особом сочетании способов воздействия и юридических средств, конечным результатом применения которых является создание для субъектов права в различной степени благоприятных или неблагоприятных для них условий» .
Видим, что такой подход к правовому режиму автор выражает как к «определенному порядку правового регулирования, определенной системе средств либо мер воздействия (запреты, обязывания, стимулы и др.), который нашел свое закрепление и в действующем законодательстве» . Указанное определение лежит в русле классического трактования понятия правового режима, сложившегося в правовой науке.
В этом контексте, как верно замечают И.В. Ершова, А.Ю. Петраков, хрестоматийное, базовое определение правового режима было дано С.С. Алексеевым «как порядок регулирования общественных отношений, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» , именно от этого определения необходимо исходить в современных исследованиях проблематики определения понятия и признаков правового режима .
Продолжая данную традицию, заложенную в доктрине права, начиная от С.С. Алексеева, О.М. Шевченко предлагает считать правовым режимом «порядок регулирования, выражающийся в многообразном комплексе правовых средств, создающих особую направленность регулирования» . Исходя из данного определения следует, что правовой режим имеет целевую направленность на регулирование тех или иных общественных отношений и определенную упорядоченность мер и способов воздействия на них.
Однако в юридической литературе высказываются и иные точки зрения по вопросу того, что следует считать правовым режимом в отношении деятельности хозяйствующих субъектов.
В частности, Г.Д. Отнюкова дает определение правового режима осуществления предпринимательской деятельности как совокупности субъектного состава, их прав-обязанностей ради баланса частно-публичных правоотношений . На наш взгляд указанное определение более типично для раскрытия категории «правовой статус» субъектов экономической (предпринимательской) деятельности, нежели ее правовой режим. В этом контексте данные признаки экономической деятельности хозяйствующих субъектов (в частности, их права и обязанности) являются одной из составляющих более широкой категории – «правовой режим экономической деятельности».
И.В. Ершова, А.Ю. Петраков считают, что «под правовым режимом реализации предпринимательской деятельности следует понимать установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности в определенной сфере экономики, характеризующийся особым сочетанием способов воздействия, направленных на достижение целей и задач социально-экономического развития, обеспечение обороны страны и безопасности государства .
В юридических исследованиях также выделяются основные признаки, относящиеся к категории «правовой режим». На наш взгляд, полнотой охвата базовых характеристик исследуемой категории отличается подход А.В. Малько и И.С. Барзиловой, которые выделяют следующие отличительные черты понятия «правовой режим»:
– особый порядок, закрепленный в актах нормативно-правового регулирования;
– особая система средств воздействия на регулирование общественные отношения;
– особая структура юридических компонентов (субъектно-объектный составы, правовой статус участников, полномочия органов власти в регулировании данных правоотношений и пр.);
– целевая направленность;
– устойчивость системы .
Другие авторы к числу базовых характеристик правового режима осуществления экономической деятельности относят следующие:
– юридические свойства режима;
– сфера (либо субъекты) распространения;
– цель введения;
– влияние на правосубъектность;
– территория (опционально) .
Вторая позиция, по нашему мнению, по сути, включает идентичные компоненты, систематизируя и обобщая некоторые характеристики правового режима, изложенные в подходе А.В. Малько и И.С. Барзиловой.
Что касается видового деления, т.е. классификации категории «правовой режим», то в юридической науке также сложилось несколько направлений в указанной области.
И.В. Ершова, А.Ю. Петраков отстаивают идею о заключении в понятии «правовой режим предпринимательской деятельности» триады правовых режимов: общего, специального и особого (экстраординарного). При этом в качестве критерия деления называется диапазон охвата конкретным правовым режимом определенной группы общественных отношений» . Данная позиция рассматривается, как наиболее традиционная - «в юридической науке различаются общий, специальный и особый (экстраординарный) правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности» .
Конкретизируя указанное направление классификации правовых режимов экономической деятельности, О.М. Шевченко в своем исследовании, посвященном вопросам правовых режимов в такой отрасли предпринимательства, как банковская деятельность и связанная с ней деятельность на рынке ценных бумаг , относительно видовых особенностей правовых режимов экономической деятельности в целом – видовое деление на общие, специальные и особые правовые режимы исходит из признания за вторыми в данном списке (специальными режимами) наличия комплекса дополнительных характеристик по отношению к общим режимам. Здесь имеется в виду система дополнительных мер государственно-правового воздействия (как стимулирующих, так и ограничивающих, запрещающих), которые распространяются на сферу действия определенного круга участников экономической деятельности, либо на определенные территории. Что касается особых режимов, то указанный автор проводит знак равенства их с экстраординарными режимами, отличительной чертой которых выступают особые условия введения - военного или чрезвычайное положения, режим введения мер санкционной политики и некоторые др. и ограничение определенными сроками введения.
При этом в дополнение к обозначенным выше взглядам согласимся с высказыванием О.А. Тарасенко о том, что термин «экстраординарный правовой режим» более точно выражает его содержание, чем термин «особый правовой режим», ввиду смыслового сходства слов «особый» и «специальный» . Считаем данную позицию справедливой и с точки зрения трехзвенной классификации наиболее целесообразно будет выделение правовых режимов экономической деятельности, которая включает общие, специальные и экстраординарные правовые режимы.
При этом нельзя не отметить, что ряд исследователей-правоведов предлагают более обобщенную - двухзвенную классификацию правовых режимов, которая предполагает их деление на:
– ординарные правовые режимы;
– экстраординарные правовые режимы.
Данную классификацию, в частности, отстаивают Т.А. Андронова, О.А. Тарасенко. Обозначенные авторы полагают, что основанием для двухзвенной классификации выступают те или иные юридические свойства, присущие категории «правовой режим».
«С этой точки зрения к числу ординарных правовых режимов следует относить: специальный правовой режим для отдельных отраслей или субъектов экономики, экспериментальный правовой режим, преференциальный правовой режим. Разновидностями экстраординарных правовых режимов являются: режим военного времени, режим чрезвычайного положения, режим повышенной готовности, санкционный правовой режим. При этом особенностью экстраординарных правовых режимов будет их превалирование над ординарными правовыми режимами» .
Полагаем, что последняя позиция наиболее точно выражает особенности видового деления правовых режимов на территории РФ, и в рамках данного исследования будем придерживаться основных положений указанной классификации в отношении компаний, осуществляющих на территории нашего государства IT-деятельность.
Подводя итоги в рамках параграфа 1.1 данного исследования на основе изучения различных подходов отечественных правоведов к трактовке категории «правовой режим экономической деятельности» считаем целесообразным изложить собственное определение данного понятия. Под правовым режимом экономической деятельности необходимо понимать закрепленный в нормативно-правовых актах порядок правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в определенном секторе экономики, включающий в себя совокупность правовой базы, средств правового регулирования (обязательных условий, льгот, преференций, запретов, ограничений), направленных на реализацию определенных социально-экономических задач и целей, оказывающих влияние на правовой статус хозяйствующих субъектов.
Неоднозначностью отличается трактовка как самого понятия «правовой режим экономической деятельности», так и его составляющих компонентов, что влияет также на различные подходы, сложившиеся в отечественной доктрине права, к видовой классификации исследуемого понятия. При этом, одни исследователи исходят из формулировки понятия «правовой режим» с позиции отнесения к нему совокупности признаков, на основании которых включают триаду разновидностей правовых режимов (общего, особого и специального). Другие исследователи предлагают упростить и обобщить классификацию правовых режимов, включив два основных их подразделения (ординарные и экстраординарные режимы), однако, в рамках которых также выделяются их отдельные подразновидности (например, общие, специальные, экспериментальные для ординарных режимов).
В следующем параграфе 1.2 данного исследования рассмотрим, какие отличительные черты присущи правовым режимам, регулирующим деятельность компаний в сфере IT.